«Ответственность за нарушения общественного порядка при проведении массовых публичных мероприятий»

«Ответственность за нарушения общественного порядка при проведении массовых публичных мероприятий»
Дата:
09 Апрель 2019

 

 

Национальное законодательство России на высочайшем уровне закрепило право граждан Российской Федерации  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Об этом говорит статья 31 Конституции Российской Федерации.

Государство стремится обеспечить реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации, для чего приняты соответствующие нормы федерального законодательства.

В частности, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ  «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Принципами проведения публичного мероприятия являются законность и добровольность участия в публичном мероприятии.

Законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации – на территории Нижегородской области это Закон Нижегородской области от 27.12.2007 № 196-З «О публичных мероприятиях, проводимых на территории Нижегородской области».

Указанным законодательством установлен конкретный порядок проведения различных видов публичных мероприятий.

Определены и места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено законом:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Вместе с тем, на территории области массовые публичные мероприятия с  предполагаемым  количеством  участников  более  100 человек проводятся с использованием специально  отведенных мест, где могут быть обеспечены необходимые меры безопасности.

Массовое скопление граждан притягивает интерес злоумышленников различного толка – от карманников до террористов, нельзя допустить и давку, и нарушения общественного порядка участниками события – например, употребление спиртного и психоактивных веществ.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Поэтому законодательством предусмотрена предварительная подача уведомлений о проведении массовых публичных мероприятий.

На территории села Большого Болдина большинство мероприятий согласовывается Администрацией района.

Уведомление подается организатором по установленной форме, в нем отражаются следующие сведения: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия.

Наряду с этим организатор сообщает о формах и методах обеспечения   общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия.

Уведомление подается по общему правилу в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Соответственно государственный орган или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия организаторы имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Современные технологии и использование социальных сетей значительной частью населения позволяют зачастую распространить информацию о несогласованном публичном мероприятии анонимно и очень широко.

Предлагается ориентироваться на официальную информацию органов государственной власти и местного самоуправления, официально распространяемую в СМИ. 

Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Поэтому законом установлены правила поведения для всех граждан, желающих реализовать свое предоставленное Конституцией Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Участники публичного мероприятия во время его проведения обязаны:

выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел

соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Участники публичных мероприятий не вправе:

скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы,  иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

За нарушения законности при участии в массовых публичных мероприятиях законом установлена ответственность, вплоть до уголовной (за массовые беспорядки, хулиганство, неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования установлена ответственность в виде  административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Если правонарушение совершено повторно, то наказание предусмотрено в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.

 

Прокуратура Большеболдинского района